Как развивать бизнес в кризис руководителю
Это актуальный вопрос, который волнует многих собственников и руководителей. Давайте рассмотрим основные стратегии и пути развития бизнеса и выхода из кризиса.
5 основных путей и стратегий бизнеса в кризис
В первую очередь стоит максимально сократить все издержки. Если вы тратите много на офис, то можно часть сотрудников отправить на удаленку, а освободившиеся места сдать в субаренду. Многих сотрудников (как не грустно это признать) можно сократить и воспользоваться услугами на аутсорсинге. Например, это может быть бухгалтер или юрист. Даже отдел продаж можно нанять на аутсорсинге. Например, колл-центр. Платить удаленному колл-центру за определенный объем работ. Возможно, это повлияет на качество. Но поверьте, иногда даже в лучшую сторону!
Во-вторых, подумайте, какими смежными вещами могут заниматься сотрудники, в отсутствии снижения объемов работ / заказов. Например, я знаю компанию, менеджеры которой в период самоизоляции прошли авторский курс по написанию продающих текстов и пока не было заказов, писали статьи, вели блоги, наполняли соц сети. И когда волна пандемии снизилась, такая работа вполне себе окупила, т.к. дала прирост новых клиентов, по новым каналам, что позволило компании, хоть и не увеличить прибыль, но остаться на плаву.
В-третьих, подумайте, с кем вы можете работать по бартеру. Т.е. не платить за нужные вам товары или, скорее услуги, а предоставлять что-то взамен. Так, например, одна радиостанция очень хотела провести у себя тренинг по командообразованию, но на это не было средств. Сотрудники предложили мне провести для них тренинг, а они целый месяц будут давать бесплатную рекламу о моих услугах у себя на станции. Такой формат выгоден обоим сторонам!
В-четвертых, проанализируйте, как можно расширить рынок потребления вашего продукта или услуги. Например, я работала с компанией, которая занималась организацией командировок под ключ для корпоративных клиентов. Это был узкий рынок. Но во время пандемии многие компании почти перестали отправлять в командировки сотрудников. Прибыль упала. Но ресурсы, связи, опыт организации таких мероприятий остался, остались сотрудники. Было принято решение начать работать с социальными организациями, которые предоставляют услуги лицам с ограниченными возможностями. Т.к. у компании имелся спецтранспорт, были хорошие предложения на ж/д и авиабилеты, также, помощь данной категории граждан требовалась постоянно, то компания смогла наладить работу с некоторыми центрами. Такая трансформация своих услуг помогла компании пережить кризис.
Расширить можно не только каналы сбыта, но и расширить возможности потребления продукта. Например, соду можно не только в еду добавлять, но и использовать как чистящее средство.
В-пятых, стоит пересмотреть свою систему мышления. Дело в том, чтобы решить новую проблему, порой нужен новый подход: новые идеи, новые ресурсы. Если старые методы не работают, то нужны новые. Где их взять? Есть ряд профессий, которые как раз занимаются тем, что помогают людям смотреть на ситуацию шире, искать нестандартные подходы, пробовать новые методы, расширять границы осознанного, выходить из зоны комфорта. Я сейчас говорю про коучей. Бизнес-коуч может провести стратегическую сессию для вашей команды, где вы сможете проанализировать сильные и слабые стороны, поделиться мыслями и идеями, сгенерировать новые, разработать план дальнейших действий. Или можно прийти к бизнес-коучу на индивидуальную сессию и поработать над улучшением профессиональных компетенций, выработать план или стратегию.
Как вы видите, путей “взаимодействия с кризисом” довольно много. И это только небольшой список примеров. Конечно, не стоит ждать, что вы выйдите из кризиса с большим “плюсом”, но выход есть всегда. Чтобы найти этот выход, стоит отойти от привычных шаблонов мышления и схем работ. Стоит искать и пробовать новые пути, новые возможности. Что-то будет работать, а что-то нет. Но это тоже опыт!
Резюмируя
В каждом кризисе есть свои возможности. И даже, если сейчас нет возможности сохранить свой бизнес, то есть возможность подготовиться к новому рывку. Интегрировать старый опыт, учесть все возможные ошибки, научиться чему-то новому.
Используйте кризис! У него много чему можно научиться. И во время него можно и нужно многому научиться. Кризис – это “пинок для развития”.